Здесь также прошла моя школьная юность ). Сегодня, 17 сентября, день рождения города, название которого заставляет чаще биться сердце любого северянина ... нет, не так; не просто северянина, а того, кто провёл годы в "краю летающих собак" - когда-то "осином гнезде" северного подплава, который не поддавался лёгкому НАТО-вскому наблюдению (остальные-то базы не далее сотни километров от норвежской границы), оторванном от "Большой земли" посёлке, называвшемся тогда Гремихой!
Немного истории. Населённый пункт, примыкающий к самому большому заливу на востоке Кольского полуострова- Йоканьгскому - до 1920 года именовался Йоканьгским погостом (а образован он аж 17 сентября 1611 года - пусть Питер не задаётся!), до 1938 года — селом Йоканьга, и с 1938 по 1981 год — посёлком Гремиха, который затем стал называться городом Островной, а в 2004 году был преобразован в существующее и поныне ЗАТО город Островной. Но для всех гремиханцев самое близкое и родное название, пароль, "на раз" устанавливающий контакт - Гремиха!
Справедливости ради, отмечу, что и во времена моей школьной юности Островной состоял из двух "анклавов" - собственно, Островного и старой Гремихи с символизирующим её памятником Жертвам интервенции - соединённых примерно трёхкилометровым автобусным маршрутом. Эмблемой же и символом города является возвышающийся на пьедестале у самой высокой точки этой дороги , откуда она спускается к больничному городку, памятник северному оленю, которых раньше, кстати, частенько можно было увидеть, впряжёнными в сани, ведомые коренными жителями тундры саамами, и в Гремихе.
Всякий раз модель использования Гремихи определялась осбенностями её географического положения: база рыболовов на границе Белого и Баренцева морей (кстати, в суровые зимы примерно здесь же проходит - ладно-ладно, до глобального потепления проходила - граница распространения плавающих льдов, так что рыболовы могли и на морского зверя поохотиться), царская каторга, "осиное гнезо" подводных лодок вдали от глаз наших западных "партнёров" (тогда ещё именующихся вероятным противником), а сейчас - единственное место, где возможна утилизация и длительное хранение отслуживших свой век подводных лодок с жидкометаллическим теплоносителем.
А мне обидно за город, который вдруг стал ненужным, но до этого успел подарить мне (и очень-очень многим) умение ценить суровую полярную красоту сверкающей под северным сиянием зимней снежной равнины, и щедро дарящей осенью грибы и ягоды тундры. А плавание на плотах по озёрам (ух, чтобы родители не узнали), а свист в ушах при спуске на санках в "ущелье", а отмены занятий в школе по причине непогоды... Там я узнал цену дружбы, там я выбрал свой путь - подводный флот...
Гремиха сейчас - один из самых маленьких городов в России - её население уменьшилось по сравнению с периодом расцвета 11-ой флотилии подводных лодок не менее, чем в 10-15 раз. Общая неустроенность и заброшенность приводят к тому, что фотографии из Гремихи часто приводятся в Сети с нелестными комментариями - "осколки империи", "дыра" и т.д. и т.п.
Поэтому я решил поделиться не фото заброшенных домов, а снимками всем известных мест в гарнизоне.
Гремиха, пусть ты будешь нужной стране всегда, а мы - твои гремиханцы - тебя не забудем!